ОПУХОЛЬ МОЧЕИСПУСКАТЕЛЬНОГО КАНАЛА

Новообразования мочеиспускательного канала могут быть доброкачественными и злокачественными. По происхождению их разделяют на эпителиальные и неэпителиальные. Средний возраст заболевших — около 50 лет. У детей опухоли мочеиспускательного канала встречаются крайне редко, чаще они носят доброкачественный характер: полипы, папилломы, кондиломы.

Причины возникновения новообразований мочеиспускательного канала не изучены до конца. Экзогенные и эндогенные причины канцерогенеза при опухолях мочевого пузыря, полового члена распространяются также на опухоли уретры.

Дисгормональные изменения второй половины жизни женщины могут сопровождаться образованием полипов задней стенки мочеиспускательного канала. Частота рака мочеиспускательного канала у женщин намного выше, чем у мужчин. Наиболее важными факторами возникновения рака мочеиспускательного канала у мужчин считают хроническое воспаление, рубцовые стриктуры и травмы.

Для остроконечных кондилом вирусной природы доказано значение передачи вируса при половом контакте, что приводит к развитию новообразований как на покровах наружных половых органов, так и на слизистой оболочке дистальной части уретры. В течение заболевания может возникать тотальное поражение большей части мочеиспускательного канала, озлокачествление.

Полипы задней стенки мочеиспускательного канала у женщин часто имеют железистое строение, в начале заболевания являются плоскими образованиями, с течением времени развиваются экзофитно и могут вызывать сдавление просвета уретры и нарушения мочеиспускания. Возможна малигнизация. Рак мочеиспускательного канала у мужчин может возникать в любом отделе уретры, чаще всего в бульбомембранозной части, распространяться экзофитно или эндофитно — с поражением спонгиозного и кавернозных тел, тканей промежности и мошонки. Переходно-клеточный рак мочевого пузыря часто дает имплантационные метастазы в зону задней уретры.

Метастазирование злокачественных опухолей уретры происходит через кровь и по лимфатическим путям. Региональные пути лимфооттока — паховые и тазовые лимфатические узлы. Злокачественные опухоли передней уретры обычно метастазируют в глубокие паховые, наружные и внутренние подвздошные лимфатические узлы. Гистологически различают переходно-клеточный и сквамозный рак. Случаи аденокарциномы уретры являются редкими.

Клиническое течение.
Ранние стадии новообразований уретры не имеют клинических проявлений. Возможно появление болей при мочеиспукании, его учащение и затруднение. Выделение крови с мочой в начале мочеиспускания является важным симптомом заболевания. Больные отмечают жжение в мочеиспускательном канале, появляются мутные выделения. Опухоли наружного отверстия уретры у женщин могут быть источником кровотечения и выявляются визуально. Более поздние стадии характеризуются объемным процессом в зоне поражения, выраженными нарушениями мочеиспускания или признаками генерализации заболевания.

Диагноз.
У девочек и женщин диагностика новообразований уретры не сложна, она выполняется в ходе консультативных осмотров гинекологом. Двуручное исследование при опорожненном мочевом пузыре (при необходимости с введенным в уретру катетером) помогает характеризовать местную распространенность процесса.

При объемных процессах по ходу мочеиспускательного канала у мужчин исследование начинают с осмотра наружного отверстия уретры и ладьевидной ямки, а также двуручным приемом пальпируют уретру. Решающая роль в диагнозе опухоли уретры у мужчин принадлежит ретроградной уретроцистоскопии, биопсии подозрительных участков ткани.

При опухолях мочеиспускательного канала лечение зависит от строения опухоли, ее типа и расположения, степени дифференцированности и распространенности по категориям.

При полипах задней стенки мочеиспускательного канала у женщин, имеющих типичное клиническое проявление, лечение оперативное. Операция заключается в клиновидной резекции задней стенки уретры, завершается сшиванием подвижной слизистой оболочки уретры над зоной резекции.

При кондиломах уретры и мелких папилломах проводят лечение химиотерапевтическими препаратами или хирургически. Внутриуретральные опухоли малых размеров ранней стадии удаляются эндоскопически методом электрорезекции.

Воздействие лазерным излучением через кварцевое моноволокно при помощи операционного лазерного уретроцистоскопа также эффективно, особенно при метастатических переходно-клеточных опухолях мочевого пузыря, имплантировавшихся в уретре.

Профилактика рака мочеиспускательного канала заключается в лечении хронических уретритов, предотвращении заражения вирусными остроконечными кондиломами при случайных половых связях. Реко­мендуется своевременное удаление полипов задней стенки мочеиспускательного канала у женщин. При опухолях мочевого пузыря необходимо всегда начинать контрольный его осмотр с ретроградной ирригационной уретроскопии, своевременно выявлять и лечить ранние стадии уретральных имплантационных метастазов.

Рак мочеиспускательного канала требует комбинированного лечения (операция, облучение, полихимиотерапия). Применение противоопухолевых антибиотиков может улучшить результаты выживания при поражении лимфатических узлов и отдельных органов.

При злокачественной опухоли наружного отверстия мочеиспускательного канала у женщин выполняют циркулярную резекцию уретры с предоперационной и послеоперационной лучевой терапией. Возможны расширенные операции с удалением вульвы. Результаты исследования лимфатической системы определяют необходимость удаления пахово-бедренных и подвздошных лимфатических узлов.

У мужчин возможно выполнение резекции уретры, иногда ее удаление или ампутация полового члена при поражении кавернозных тел в ходе комбинированного лечения.

При доброкачественных опухолях мочеиспускательного канала прогноз благоприятный. Злокачественные опухоли уретры рано дают метастазы и поэтому прогноз заболевания значительно хуже. Общая 5-летняя выживаемость составляет около 25%, а в случаях лимфатического метастазирования результат зависит от своевременности диагностики, объема проведенных лечебных мероприятий, как и от степени дифференцированности и строения самой первичной опухоли.