ОПУХОЛЬ СЕМЕННОГО ПУЗЫРЬКА

Новообразования семенного пузырька встречаются очень редко, еще более редко удается своевременная их диагностика. Чаще опухолевое поражение семенных пузырьков возникает вследствие вовлечения их в опухолевый процесс, исходящий из соседних органов (прямая кишка, предстательная железа). Различают доброкачественные и злокачественные новообразования семенного пузырька, также эпителиальные и неэпителиальные.

Симптоматика.
При опухолях семенного пузырька на ранних стадиях симптоматика не выражена. Возможно единственными характерными признаками заболевания могут быть примесь крови в сперме (гемоспермия) и болезненные ощущения в глубине малого таза, связанные с обструкцией экскреторных и семявыносящих путей. В остальных проявлениях клиническая картина похожа на проявления рака предстательной железы.

Диагноз.
Существенным признаком опухолей семенного пузырька является увеличение и уплотнение предстательной железы и семенных пузырьков при ректальной их пальпации в положении больного сидя на корточках. Большое значение имеет анализ секрета предстательной железы и семенных пузырьков, получаемых раздельно, а также исследование эякулята. При цитологическом анализе секрета, полученного при ректальной пальпации, могут быть выявлены комплексы злокачественных клеток. Трансректальное ультразвуковое исследование предстательной железы и семенных пузырьков является очень ценным методом, позволяющим заподозрить опухоль в ранней стадии и выявить распространенность процесса. Рентгеновская компьютерная томография, пункционная трансперинеальная везикулография и генитография необходимы при определении распространенности процесса и дифференциальной диагностике с распространенными воспалительными заболеваниями, обструктивными состояниями и их осложнениями.

Дифференциальная диагностика с туберкулезным процессом, острым и хроническим везикулитом, абсцессом и эмпиемой семенного пузырька, как и с опухолями предстательной железы, должна быть проведена в первую очередь.

При лечении опухолей семенного пузырька используется такой же подход, как и при хирургических вмешательствах при раке предстательной железы. Выполняют расширенные операции простатовезикулоэктомии с окружающей клетчаткой и регионарными путями лимфатического оттока.

При злокачественных опухолях семенных пузырьков прогноз неблагоприятный, что связано с выявлением опухолевого поражения, как правило, в поздней стадии.