РАК ПОЛОВОГО ЧЛЕНА

Опухоли полового члена могут быть доброкачественными и злокачественными. Они также подразделяются на эпителиальные и неэпителиальные, У детей опухоли полового.члена чрезвычайно редки и носят в большинстве случаев доброкачественный характер.
Наиболее распространены доброкачественные эпителиальные опухоли. Рак полового члена встречается, как правило, у мужчин с необрезанной крайней плотью.

Причины возникновения.
Важное значение имеет канцерогенное действие разлагающейся смегмы. К предрасполагающим факторам относят фимоз, хронические воспалительные процессы в области головки полового члена и крайней плоти.

рак полового члена фотоСимптоматика и клиническое течение.
Практически все болезненные состояния головки полового члена и крайней плоти можно рассматривать как имеющие отношение к возникновению клинической картины опухоли полового члена. На ранних этапах заболевания клинические проявления не выражены, особенно в случае фимоза, когда процесс развивается под узкой крайней плотью. Опухоль полового члена может выглядеть как очаговое покраснение или бугорок, уплотнение, сосочковый вырост или язва. Рак полового члена развивается наиболее часто в области венечной бороздки. При фимозе обращают на себя внимание обильные выделения, иногда кровянистые, характерный запах, сопутствующий деструктивному процессу. Боль не является характерной. При метастазировании могут выявляться увеличенные лимфатические узлы, позже присоединяются вторичные местные и общие проявления заболевания.
На фото: Рак полового члена (язвенная форма)

Диагностика.
Распознавание опухолей полового члена в ранней стадии может быть затруднено из-за полиморфных проявлений заболевания, а также из-за сужения крайней плоти. В последнем случае осмотр и пальпация могут быть выполнены после рассечения или циркулярного иссечения крайней плоти. В поздней стадии диагноз не вызывает затруднений. Основное значение в установлении правильного диагноза имеет результат биопсии.

Распространенность злокачественного опухолевого процесса устанавливается на основании пальпации, ультразвукового исследования и рентгено-радиологических методов (рентгенография легких, лимфангиоаденография, рентгеновская компьютерная томография).

Дифференциальная диагностика.
Различают новообразования полового члена в первую очередь на основании биопсии и отпечатков очага на стекле с последующим цитологическим исследованием. Лабораторные исследования плазмы крови помогают установить диагноз сифилиса, определенные надежды возлагаются на иммунохимические определения опухолевых маркеров. Остроконечные кондиломы вирусной природы можно рассматривать как самостоятельную болезнь, передаваемую половым путем с инкубационным периодом до 6–8 мес. Кондиломы чаще располагаются в области венечной борозды и на внутреннем листке крайней плоти в виде мелких белых или розовых сосочко-вых опухолей малого размера, с течением времени увеличивающихся и иногда малигнизирующихся. Папилломы невирусного происхождения имеют ворсинчатую поверхность, ножку, всегда подозрительны в отношении рака и требуют биопсии.

Лейкоплакия полового члена представляет белесоватый участок поверхности головки с четкими границами. Как и лейкоплакия, кожный рог полового члена относят к дискератозам, он имеет вид ногтевой пластинки, может приводить к малигнизации.

Вирусные кондиломы распознаются без затруднений, обязательным является одновременное обследование и лечение сексуальных партнеров. При рецидивном характере кондилом рекомендуются биопсия и испарение излучением лазера.

Множественное поражение крайней плоти в сочетании с фимозом делает показанным циркумцизию.

Лечение злокачественных опухолей полового члена почти всегда комбинированное, проводится онкологами, радиологами. Сочетают хирургическое вмешательство, лучевую терапию и.полихимиотерапию.

Операция включает удаление первичного очага в пределах здоровых тканей (для ранних стадий — органосохраняющее, для более поздних — органоуносящее — эмаскуляция) в сочетании с удалением регионарных паховых и подвздошных лимфатических узлов (операция Дюкена). Комплексное лечение с использованием блеомицина, метотрексата, полихимиотерапии позволяет уменьшить число органоуносящих операций и улучшить результаты лечения.

Профилактика возникновения вирусных остроконечных кондилом полового члена, передаваемых половым путем при случайных связях, заключается в использовании презервативов и моногамных сексуальных отношений.

Предотвращение рака полового члена в первую очередь состоит в соблюдении гигиены — удалении смегмы из препуциального мешка. Для этого необходимо регулярное его промывание. Соблюдение этого правила должно выполняться с детского возраста.

При опухолях полового члена прогноз может считаться вполне благоприятным. При комбинированном лечении 5-летняя выживаемость достигает 60–70% больных, при поздних стадиях она значительно ниже.